Систему Pantone Matching System (PMS) что называют эталоном и цветовым стандартом в полиграфии, но это скорее средство коммуникации, интернациональный язык печатных, издательских и упаковочных цветов, предлагающий точный метод для представления, спецификации, производства и контроля соответствия цветов. Он поддерживается глобальной сетью Color Communication Network, состоящей из компаний, имеющих лицензию Pantone Inc. на производство и технический сервис продукции Pantone.
Каталог смешения цветов Pantone Color Formula Guide содержит эталоны, идентификационные названия или номера и формула смешения для 1114 цветов Pantone, представленные на мелованной бумаге. И именно каталог Pantone зачастую является для заказчика «высшей инстанцией» при возникновении споров с типографией из-за цветовых отклонений в готовом полиграфическом изделии. Однако компания Pantone Inc. информирует пользователей своей системы смешения красок о том, что каталог не может рассматриваться в качестве средства решения спорных ситуаций без учета дополнительных факторов. Очень многие люди, пользующиеся каталогами Pantone, оставляют без внимания тот факт, что и сам каталог является полиграфическим изделием, имеющим определенные технические допуски; равным образом это относится к бумаге, на которой он отпечатан, и к краскам, которые для этого были использованы. Pantone Inc. гарантирует качество своих изданий на протяжении всего срока службы (в случае дефектов, связанных с некачественными материалами или исполнением, компания обязуется их заменить), однако не несет ответственности за какой-либо ущерб.
Каталог содержит формулы для получения цветов смешением. Если базы Pantone изготовлены согласно заявленным стандартам, смешение по предлагаемой формуле дает краски, оттиски которых будут совпадать с эталонами каталога, при использовании плоской офсетной печати, на бумаге, близкой по характеристикам к используемой в каталоге.
Поэтому при работе с красками конкретного лицензированного производителя красок Pantone необходимо проконсультироваться у него относительно светостойкости, стойкости к другим продуктам, ламинирования, покрытия лаком, условий эксплуатации и других характеристик конечного продукта. Цвета Pantone, представленные в каталоге, могут быть получены при использовании связующих на растительной основе и не содержащих бария. При использовании заменителей предлагаемых пигментов может понадобиться корректировка рецепта.
Важный момент: сложности с определением цветового соответствия может вызвать и использование устаревшего каталога. В связи с неконтролируемым выцветанием пигмента, потускнением связующего, старением бумаги цвета эталонов в каталоге могут измениться. Эти изменения особенно заметны в светлых тонах. Каталоги нельзя подвергать длительному воздействию света. Возможны небольшие отклонения от предыдущих изданий в связи с особенностями сырья. Для достижения точного соответствия цветов каталог должен быть заменен после года использования.
Факторами, влияющими на несоответствие оттиска цветовому эталону, также являются:
— используемый печатный процесс;
— толщина красочного слоя;
— баланс «краска-вода»;
— характеристики печатного оборудования;
— квалификация печатников;
— условия просмотра.
В работе типографий иногда встречаются заказы, когда клиент ставит условие: величина цветового различия между оттисками и эталоном (dE) не должна превышать значения 2,5 единицы. За эталон заказчик предлагает принять соответствующий цвет из Pantone Formula Guide, но тираж должен быть отпечатан на картоне «Нева». Очевидно, что подобная постановка задачи абсолютно неверна, так как бумага, использованная для печати каталога, значительно отличается от картона «Нева». Следует обратить внимание, что, говоря о соответствии цвета, Pantone Formula Guide нигде не дает количественные оценки в единицах dE (или каким-либо другим способом).
Поэтому очень важно объяснить заказчику природу возникновения отклонений в цвете, поскольку именно это определяет величину допустимых цветовых отклонений.
Как правило, в процессе подбора красок и изготовления фирменного дизайна принимают участие три стороны: заказчик, типография и разработчик красок. И заказчику нужно объяснить, что даже если фирменный эталон разработан по всем правилам, величина dE готовой продукции не может быть меньше определенного значения.
Практика ведущих красочных фирм, в том числе и фирм, входящих в Sun Chemical, показывает, что dE между различными партиями одной краски по отношению к эталону в среднем составляет 1,5 единицы. Например, фирма P&G оценивает dE<1,5 как хороший, dE<2,5 – как приемлемый. Значение dE>2,5 считаются неприемлемыми. Испытания партии красок по отношению к эталону производят на пробопечатном устройстве с соблюдением заданной толщины слоя краски и без увлажняющего раствора.
Таким образом, парит краски, поступающие в типографию, изначально могут иметь отклонения до дельта Е примерно 1,5 – 2,0. Однако в типографии также имеются технологические причины для увеличения dE. Установлено, что только за счет разницы регулировки подачи краски вдоль ширины печатного листа dE между различными участками на листе лежит в диапазоне от 2 до 10 единиц. Конечно, при очень тщательной настройке печатной машины эти значения можно уменьшить, но в производственных условиях значения dE менее 2,0 – 2,5 не очень реальны. Следовательно, даже при очень тщательной работе «красочников» и печатников могут появиться оттиски с dE до 5 единиц по отношению к эталону. На темных красках это различие бывает незаметно, но на светлых – заметно. Поэтому на стадии приема заказа объяснить, что такой результат возможен, он не является браком, а просто отвечает уровню современной технологии и не может быть причиной предъявления заказчиком штрафных санкций по отношению к изготовителям красок или типографии.
Как правило, величина допустимого цветового различия является предметом договоренности между заказчиком и исполнителем и записывается в контракте в разделе «Условия поставки».
За рубежом существуют нормативные документы, определяющие допустимые значения цветового различия: для триадных красок – от 3 до 5 dE, для нетриадных — не более 6 dE. В отечественной полиграфии величина допустимых величин цветового различия определяется ГОСТ Р 6593-83 «Краски печатные. Метод определения цвета и интенсивности». Этот стандарт распространяется на все триадные краски для офсетной печати, а также на нетриадные цветные офсетные краски. В соответствии с ГОСТ Р 6593-83 цвет нетриадной (смесевой) испытуемой краски считают соответствующим цвету контрольного (эталонного) образца, если dE<5,0.
Система Pantone Matching System была разработана и внедрена более 40 лет назад. За это время произошли значительные изменения и в технологии офсетной печати, и в машиностроении, и в рецептуре красок, и в производстве бумаг. В ответ на эти изменения компания Pantone Inc. разработала и в 2007 году представила новую систему смешения цветов Pantone Goe System. Новая цветовая система имеет более широкий выбор цветов (2058), в ней уменьшено количество базовых красок (10 против 14), расположение цветов более равномерное с меньшими интервалами, каждый цвет имеет унифицированную толщину красочного слоя – 1,3 г/м², составлены более простые формулы смешения цветов для повышения точности смешения. Базовые краски системы Goe не подвержены выгоранию даже в условиях яркого освещения, их можно покрывать УФ-лаком, не опасаясь изменения цвета. Также у полиграфистов появилась возможность работы с палитрой в электронном виде. С каждым веером Goe Guide или комплектом Goe Box поставляется программа myPalette, которая позволяет работать со всеми электронными палитрами Pantone на компьютере.
Валерий Рассыпнов, технический специалист
ЗАО «Сан Кемикэл». Материал предоставлен
Компанией «ВИП-Сибирь»